Свадебные обычаи казаков Приходило время жениться - об этом думали
родители. В отцовском и материнском сердце давно облюбована была
невеста сыну и жених дочери. Невеста и жених, достойные и по
положению, и по достатку. И между собою родители сговорились давно.
Однако, нужно было учинить сватовство.
За
несколько дней до этого времени отец или мать говорили сыну:
Между тем, жених в богатом платье шел к невесте.
Платье жениха сохранялось из рода в род. Часто сын венчался в
кафтане, в котором венчался его дед, жалованном царем кафтане.
Иногда венчальное платье было одно на всю станицу. Оно хранилось в
станичной избе и надевали его все женихи, а по окончании свадьбы
возвращали обратно в станицу. Жениха вел "ведун", он должен был
предупреждать его о всех порогах. Впереди его шел священник с
крестом, а за ним мальчики несли благословенные образа с пеленами;
кругом шли товарищи жениха, или поезжане. По окончании венчания в
церкви, еще в притворе, молодой расплетали косу и укладывали волосы
по-женски - надвое, обвивали ими голову и надевали шапку или
повойник.
- Сынок, тебе время жениться. Мы с матерью выбрали тебе невесту. Она
хозяйка домовитая и работящая.
После этого устраивались смотрины невесты. Родители жениха
отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости.
Гости заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум,
называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им. Мать
звала дочь. Та выходила по-домашнему, но принаряженная, приносила
поднос с кубками и чарками, налитыми вином, и обносила гостей. А
сама потом скромно становилась в углу. Гости медленно пили,
похваливали вино, а жених смотрел на невесту.
- Бог даст, - говорили гости, - она и нас полюбит!
Все знали, в чем тут дело, но никто и вида не показывал, что знает.
После этого засылали сватов. Сваты начинали дело просто.
- Урядник Мосей Карпович и Маланья Петровна желают вступить с вами в
родство, - говорили они.
Если им отвечали: "Благодарим покорно за доброе мнение о дочери,
только мы не сможем собрать свадьбу", - это значило отказ. Если же
отец соглашался, то он говорил: "Дайте мне посоветоваться, да и ее
самое поспрашивать, заходите на послезавтра".
Невесту хотя иногда и спрашивали, но она и не смела ответить иначе
как: "Воля ваша".
В назначенный день сваты приходили уже с хлебом-солью.
- Отец и мать Гаврилы Миронова, - говорили они, - кланяются и просят
принять хлеб-соль.
Хозяева, вместо ответа, целовали гостинец.
- Дай Бог, - говорили сваты на прощанье, - в добрый час! - В добрый
час! - отвечали родители и подавали друг другу руки не иначе, как
обернув их суконной полой.
В этот же день вечером в доме невесты справлялось рукобитье. Жених
приходил с родителями. Его поздравляли с невестой и он кланялся в
ноги будущему тестю и теще. Собирались гости, устраивалась вечеринка
и девушки пели песни.
О приданом тогда никогда не говорили. Это было бы унижением чистоты
брака. Сват выводил на середину комнаты жениха, по левую сторону
ставили невесту, и жених целовал ее. Родители соединяли их руки и
отец жениха говорил торжественно:
- Сын, вот тебе невеста. Да благословит Господь Бог союз наш.
Иногда при этом жених и невеста дарили друг друга чем-нибудь.
На рукобитье долго не сидели, назначали день сговора и расходились
по домам. Женщины, проходя по станице, пели: "Ой, заюшка, горностай
молодой!" и "Перепелушка, рябые перышки". И вся станица знала, что
рукобитье состоялось.
За рукобитьем следовал новый праздник - сговор. На сговор сзывалась
чуть ли не вся станица. Ярко горели свечи в медных шандалах; все
были принаряжены. На столах, накрытых скатертями, разложены были
гостинцы и семечки. Женщины и девушки садились в отдельной комнате.
В доме жениха готовили 10-20 блюд с кренделями, пряниками, орехами,
винными ягодами, финиками и всякими сластями, готовили мед и вино, и
длинной вереницей несли все это в дом невесты. Там, в присутствии
всех, повторялось то же, что было на рукобитье. Потом жених с
невестой обносили гостей вином. От последнего гостя невеста убегала
к девушкам, и если жених не успевал ее обогнать, то он должен был ее
выкупать.
Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.
- Она у нас золотая, недешево достанется, - приговаривали они.
Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее и ее
ставили в угол комнаты. Наступала тишина, а потом через полчаса все
оживлялось и начинались танцы. Танцевали больше два танца -
"Журавель" и "Казачка".
Во время ужина пели песни. Сначала пели песни о геройских подвигах
донцов, протяжные, потом плясовые.
За два дня до свадьбы праздновали "подушки", а накануне свадьбы -
девишник. В день "подушек" приходили знакомые и родня жениха и
смотрели приданое. В комнатах были положены подушки. Жених с
невестой садились первыми на них. Швеи, шившие приданое, подносили
им мед; жених выпивал мед маленькими глотками, после каждого глотка
целовал невесту, приговаривая: "Мед горек, надобно подсластить".
Осушив бокал, жених клал на поднос швеям деньги. После жениха и
невесты на подушки садились и другие казачки, пили мед и целовались,
а в них в это время бросали подушками. Бывала в день подушек и
музыка, и тоже танцевали.
Девишник - это был последний праздник молодой казачки. Вечером перед
заходом солнца одна, или с какой-нибудь старой женщиной или с няней
ходила она на кладбище. молилась на могилах родных и просила
благословения на новую жизнь.
В ее доме, тем временем, собирались гости "наволакивать подушки". В
дом жениха съезжались "каравай сажать". Каравай пекли торжественно.
Все гости держались за лопату дружно, и свахи освещали печь свечами
ярого воска, обвитыми цветными лентами. Эти свечи давались жениху и
невесте при венчании.
Вечером гости жениха, набрав караваев, отправлялись в дом невесты.
Невеста сидела среди подруг. На ее голове надета была высокая шапка,
украшенная цветами и перьями, а в косе был заплетен золотой косник.
Подруги пели ей грустные песни.
С приходом жениха песни смолкали. Садились опять на подушки, пили
мед, а потом женщины разбирали легкие вещи из приданного и шли в дом
жениха.
Свадьба справлялась особенно торжественно. Это был самый
торжественный день, может быть, единственный праздник в жизни
женщины-казачки. Все, что было богатого в доме ее родителей,
доставалось для этого дня. Жемчуга и золото блистали на ней. Как
только раздавался благовест к обедне, отец и мать благословляли
невесту, она целовала икону и прощалась с родителями и родными.
Слезы лились без конца.
Поезд с молодыми, окруженный верховыми поезжанами, ехал в дом
жениха. На крыльце молодых встречали родители с хлебом-солью, под
хлебом-солью должен был пройти весь поезд. Когда проходили молодые,
на них сыпали пшеницу и другие хлебные зерна, перемешанные с хмелем,
орехами, пряниками, мелкими монетами, - это означало пожелание
молодым жить богато...
Все садились за стол. Начинались тосты - первый тост был всегда за
Царя, потом за войскового атамана, за молодого князя и княгиню. Тут
обыкновенно родные и тесть одаривали их. Дарили дорогие вещи,
оружие, иногда тесть отдавал молодому своего залетного скакуна с
седлом, и родители жениха одаривали невесту платьями и материями.
Пир шел иногда до утра. Пели свадебные песни. Смолкали они,
поднимался старый казак и, держа в руке серебряный кубок, может
быть, отбитый у турок еще в азовские походы, говорил:
- Желаю здравствовать князю молодому с княгинею! Княжому отцу,
матери, дружке со свахами и всем любящим гостям на беседе, не всем
поименно, но всем поровенно. Что задумали-загадали, определи Господи
талант и счастье. Слышанное видеть, желаемое получить, в чести и в
радости нерушимо...
И собрание в голос отвечало: "Определи Господи!" Через несколько
дней после свадьбы родители молодой давали всем гостям отводы -
прощальный обед.
Очень часто и месяца не проходило после свадьбы, как молодой муж
получал наряд и шел на службу.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние
отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались
вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну
сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под
воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить
какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход
оружие.
Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли
участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи
отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до
основной свадьбы – это было заботой о нравственности устоев молодежи
– ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные
вольности.
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не
возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при
посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
У Терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед
засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты.
У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по
договоренности уплачивал деньги – за приданое – так называемую
«кладку» — отец жениха.