Казак и вера Православие было не просто верой, а фундаментом
всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с Церковью
было связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. И
весь хозяйственный год был связан с церковным — после Троицы косить
сено, после Рождества Богородицы убирать виноград и т.п. Но были и
свои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы —
Аксайской Божьей Матери, избавившей Дон от холеры, Урюпинской Божьей
Матери, Ахтырской Божьей Матери, Табынской Божьей Матери и др. Были
свои специфические обычаи. Например, церковный обряд проводов на
службу. И благодарственный молебен по возвращении со службы.
Сохранялся и обычай войсковых кругов. На них уже не выбирали
атаманов, не принимали никаких решений, а круги стали просто общими
праздниками всего Войска. Выносились все регалии, знамена, наказной
атаман и члены правления шествовали к войсковому собору, где
служилась торжественная служба. Устраивался парад, угощение…
Существовали праздники, считавшиеся своими,
казачьими. Покров Пресвятой Богородицы (в память взятия Казани),
день Казанской Божьей Матери — защитницы России (в память
освобождения Москвы от поляков), праздновался и День казачки или
День матери (он приходился на Введение Богородицы во храм). Были
особые дни поминовения предков. Например, на Дону — Войсковая
панихида, которая служилась в субботу, предшествующую дню Покрова
Пресвятой Богородицы, и сопровождалась выступлениями певческих
хоров, воинскими состязаниями, трапезой. А престольный праздник
станичной церкви был и праздником станицы. На майдане накрывали
столы, праздновали и в домах. Это тоже сопровождалось песнями,
плясками, джигитовками. И гуляли по три дня!
Правда, с некоторыми обычаями Церковь пыталась бороться (так же, как
и войсковое начальство) — скажем, с кулачными боями, а на Кубани и
Тереке — с пальбой в воздух на свадьбах и праздниках, «вследствие
чего не проходит года, чтобы не ранили или даже не убили человека».
Но такая борьба особых результатов не приносила, своих традиций
казаки держались строго. Повсеместно сохранялись и те же кулачные
бои, на Масленицу — взятие снежных крепостей, особенно пышно оно
разыгрывалось в Оренбуржье, с маскарадными ряжеными, специальными
«воеводами». А у гребенских староверов сохранялись и вообще
архаичные обряды. Скажем, на Троицу — «пускание кораблей». Такие
«корабли» делались сообща, украшались цветами, лентами, на них
сажали стилизованные куклы «казака» и «казачки», торжественно, всей
станицей несли к Тереку и пускали на воду. После чего «корабль»
требовалось потопить выстрелами, и начиналось всеобщее гулянье с
плясками, песнями. У гребенцов сохранилась из неведомых глубин
времени и особая форма казачьего «причастия» — прикусить кончик
собственной бороды. И современники-офицеры с удивлением отмечали,
что в любой момент, взяв в рот бороду и считая себя причастившимися,
гребенские казаки «на явную смерть идут без размышления».
Казачеству с древних времён присуща высокая духовная культура.
Следование заповедям христианства, сохранение культурного наследия,
традиций и обычаев, принятие Устава казачества и следование казачьим
заповедям являлось мощным средством саморегуляции и регламентации
социальных норм и правил, принятых в социуме.
Казаки – народ православный. Именно поэтому обучением детей
занимались, по большей части, крёстные отец и мать. Сегодня крёстные
– «должность» номинальная. Они присутствуют при крещении и являются,
скорее всего, друзьям отца или матери. В прошлые века в казачьих
семьях все было по-другому. Задача крёстных была очень
ответственной. Они обучали детей Закону Божьему, готовили к будущей
взрослой жизни, прививали уважение к старшим и обучали основным
правилам и законам. Но обучение чётко дифференцировалось: мальчики
отдельно, девочки отдельно.
Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ
составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению
заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не
убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и
прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи
девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай
сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи
веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою
– через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и
добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними,
соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись
жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение
или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы,
поселка.
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и
лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили
праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и
рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали
скоро и справедливо.
Казаки старого времени - страшные, жестокие и беспощадные в боях с
врагами их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как
дети, в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за
бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания плененных
братьев. За вероломство, за несоблюдение мирных договоров. «Казак
поклянется душою христианской и стоит на своем, татарин и турок
поклянется душой магометанской и солжет» — говорили казаки, стоя
твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое
древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательство
среди них, среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн
своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.
История сохранила беспримерный подвиг атамана Запорожской Сечи
Дмитрия Вишневецкого, который во время крымских походов попал в плен
и турецкий султан приказал повесить своего злейшего врага на крюке.
И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь.
Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета.
Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и
съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.