Обычаи, традиции, нравы казаков Помни, брат, что у казаков:
Казачьи традиции в воспитании Отметим, что в настоящее время казачество
представляет собой субэтнос, т.е. специфическую организованную
группу людей, которая исторически сложилась на определенной
территории и сохранила особую культуру, благодаря общности
самосознания. В то же время не выявлены однозначные, четкие
характеристики казачьей этничности. Следовательно, субъектами
движения казачества являются не прямые потомки казаков, а активисты
возрождения казачества. При отсутствии четких национальных и
этнических черт возможно привлечение населения региона в качестве
носителей и ретрансляторов традиционной культуры казачества. Ценностное отношение к семье. В основе
существования любого социума и казачьего в том числе лежит,
безусловно, семья. Уважение и почитание старших членов семьи,
хранителей традиций, обрядов и обычаев, которые пользовались
заслуженным авторитетом и играли главную роль в казачьем
самоуправлении, были определяющим в семейно-бытовом укладе.
Прочности семейных уз, уважительному и доверительному отношению в
паре предавалось большое значение. Как отмечает Н.Е. Шафажинская,
«семейный союз у казаков пользуется большим уважением, причем
женщина и мужчина в семейных отношениях являются почти
равноправными. Данный факт подтверждает то важное обстоятельство,
что в отсутствие мужа казачка сама ведет хозяйство и поддерживает
дом. Глава семейства - это всегда отец, но в случае его смерти
главенство в доме переходит к матери».
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает
традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения
казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием
эти понятия. Многие казаки, родившиеся уже в советское время, не
всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны,
щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то
двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен,
молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что
казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать
выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты
в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном
исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании
морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых
заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители
по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди,
трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься
о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской
честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов
Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь,
соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись
единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно,
то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Эти истины легли в основу своеобразного кодекса казачьей чести:
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах, помни: нет ни князя, ни раба, но все
рабы Божии.
3. По тебе судят обо всем казачестве и народе.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги семью свою и служи ей примером.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними,
соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись
жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение
или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы,
поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.
Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности
казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если
коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные
казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Во все времена к воспитанию детей подходили серьёзно. Дети – будущее
народа. И от воспитания зависит и жизнь родителей в старости. В
казачьей культуре упор делали на качества характера в первую очередь
и на почитание старейшин. И не прогадали. Многие поколения семей
казаков живут дружно и, порой, под одной крышей. Старшие
покровительствуют над младшими, молодые уважают и почитают стариков.
Только такой прочный союз поколений может составить надёжную опору
для всего народа.
Представим педагогический потенциал традиционной культуры
казачества.
Уважение к родителям, старшим и гостям. Поддерживая традиции
христианства, казачье сообщество воспитывало молодежь в духе
усвоения христианских заповедей, в том числе почитания родителей и
старших по возрасту и статусу членов сообщества, что способствовало
не только воспитанию уважения к людям пожилого возраста, но и
снижению уровня конфликтов между поколениями. У девушек с детства
воспитывали уважение к мужчине – мужу.
Казак и родители. Почитание родителей, крестного и крестной
было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына
и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался
исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового
дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни
девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию,
бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка
казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с
крестного отца был большим, чем с родного отца.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько
почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую
работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно,
что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до
сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов
рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают
свой рабочий день с получения родительского благословения.
Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия
родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи:
родители принимали самое непосредственное участие в ее создании.
Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались
сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к
отцу, матери только на «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату».
Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной
необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и
родственные узы и помогало в формировании характера, которого
требовали условия казачьей жизни.
Отношение к старшим. Уважение старшего – одно из главных обычаев
казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным
невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности
постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного
Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся
Бога своего – Я Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего,
прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию
помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении
старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к
головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать
(вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту),
требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым
пропускается старший.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии
старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не
прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно
испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика
(старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его
исполнение.
Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось
внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно
услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько»,
«батьки».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали,
кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая
сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали
няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой
мать.
Казаки и гости. Безмерное уважение к гостю обуславливались тем,
что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем
считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и
опеке. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды»
наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается
Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом –
ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не
оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему
отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось
неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова
цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе
его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в
гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе,
станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий
родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто
житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на
постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при
посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше
время не претерпел особых изменений. В сентябре 1991 г. когда
руководство Казахстана во главе с Назарбаевым отказало в приеме
казаков в гостиницах, прибывших в город Уральск по случаю
празднования 400-летия службы Яицких казаков государству
Российскому, несколько сот казаков были разобраны по казачьим семьям
и приняты с присущим казачьим гостеприимством.
Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной
честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в
Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут
быть похищены.
Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным
долгом каждого казака.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся
и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали,
казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали – «Слава
Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях
на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия
желаю, господин...!».
При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали
головные уборы.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании,
казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали
друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем
целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято
здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося
в хуторе или станице.
Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и
незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и,
если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались:
«батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя,
если знали, имя.
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины
предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите
меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради».
Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси
Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что»,
«Пожалуйста».
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи –
даже в полевых условиях.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить
доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное,
помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или
выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье
что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо
съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему
(сидящему).
За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему
(считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному
человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении
жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги,
памятуя, что это не послужит добру.
Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем,
чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и
старались немедля освободиться от него. За долг считали и
проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это
казак должен был рассчитаться тем же.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак
воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и
опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Трудолюбие. Трудовое воспитание берет истоки в семье. Именно
в семье прививаются основные понятия о элементарных трудовых
обязанностях. Совместная посильная работа со старшими членами семьи
и наличие собственных трудовых функций способствуют развитию как
психических, так и нравственных качеств личности. Работа во благо
сообщества, овладение трудовыми навыками способствуют умению
выживать в сложных жизненных ситуациях, учат умению разумно жить.
С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами.
Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц,
резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая
уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду,
посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались
шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и
соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево,
изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники,
скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки - все это
придавало дому неповторимое своеобразие.
В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных
профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду
и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей,
от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях
с древнейших времен.
Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами
умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты,
что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось
умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое
другое, частично забытое сегодня.
Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого,
каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица
от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы
бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников. По всем
станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и
мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их
изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.
Пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие
земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности - воина.
Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к
концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство
становится основой экономической жизни казаков. Сущность его
идеологии составляет два понятия - воля и земля. Нередко само
казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле».
Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля
являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей,
но владеть ею имело право лишь Войско в целом.
Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и
по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди,
ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя
выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие
сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли
являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов.
Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их
труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10
млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через
южные порты Азовского и Черного морей.
Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На
Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В
крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу
ловили круглый год. Часть ее продавали, остальную перерабатывали на
"спетых" заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от
немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу
разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи,
иглы, небольшие топорики-салковнички.
Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах,
сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100
тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и
коптили.
Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии
печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки.
Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься
которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в
1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и
приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России
«виноградные и арбузные сады». Казаки продавали виноград в сыром
виде и делали виноградное вино.
Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и
прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами,
как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина
производились в станице Раздорской, где также было много виноградных
садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во
всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась
Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим
уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть
холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели,
наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые
казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него
появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и
восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.
Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась
его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили
в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти
подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.
По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную
молитву, возвращалась домой отец надевал на ребенка портупею от
шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом
возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у
новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на
лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми
словами малютки были «но» и «пу» — понукать лошадь и стрелять.
Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями
молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в
стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить
пулей монету, зажатую между пальцев.
Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет
скакали по степи.
Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со
своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся
казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого
избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры. До первой
половины 16 века еще сохранялось веяние востока – власть мужа над
женой была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно
пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и
частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а
когда те увлекутся в беседе – и своим влиянием.
Отношение к женщине. Уважительное отношение к женщине – матери,
жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери,
сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство
мужчины.
В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось
согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для
жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом
придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в
женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго
регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать –
четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими
делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права
вмешиваться в семейные дела.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и
защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный
пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария
Немченко.
В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным
флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в
походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали
провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью,
запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему
полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели,
подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал
казак и срубил его.
Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге)
даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с
ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец,
старший брат, крестный или атаман.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и
уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.
Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на
матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в
боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было
кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в
казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная
обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье
строгого порядка казачьего быта.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером
в этом являлась жена казака – мать его детей.
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только
родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное
поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и
запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить
о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии
детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было
только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор)
для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись
Богоданными родителями.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина».
Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться
на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды
и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между
мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.
Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко
значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей
любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа
– с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что
творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где
мой батя?». По той же причине и с ребенком на руках казак не
появлялся на людях.
Служение Отечеству. Служение Отечеству - одна из главных
обязанностей казака. Готовность бескорыстно служить Отечеству, на
благо своим ближним прививалась мальчикам в казачьих семьях с
детства. Защита Отечества - право и долг каждого человека. Достигнув
18 лет, юноши из казачьих семей принимали присягу на верность
Отечеству и проходили обучение военному делу, вместе с тем обучаясь
взаимовыручке, сотрудничеству, умению подчинять свои интересы
интересам коллектива.
К будущей военной службе сына готовили с первых дней жизни. Сразу же
после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как он
отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл – значит, хороший
воин будет! В некоторых источниках говорилось, что и пуповину
отрезали именно шашкой, дабы с первых минут жизни обозначить место
младенца в этом мире.
Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой
форме, в год после первого причастия. Мальчика сажали на коня, и
отец вёл его в обход дома, после чего брал сына на руки, а крёстный
надевал на них обоих портупею. С трёх лет казачонок учился ездить
верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет он жил
вместе с матерью.
Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил в мужскую половину
дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть
сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному.
Обучали воинским наукам, брали с собой на сходы и на межевание
границ. Большое место уделялось и наказаниям. Казаки не относились к
своим сыновьям жестоко. Целью наказания было не ударить посильнее, а
дать понять, что то, что говорят старшие – ценно, и относиться к
этому нужно очень серьёзно.
В шестнадцать лет юные казаки проходили первое настоящее испытание.
Чаще всего это была охота на крупного хищника или кабана. А
полностью взрослым казак становился после посвящения. Проходило оно
чаще всего на общеказачьем воинском празднике, где юноша должен был
показать всё, чему его учили ранее.
Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время
гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не
просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где
идет застолье или разговор старших.
В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на
выпивку, кроме вина.
При воспитании девочек в соответствии с казачьими традициями
придерживались концепции «Жена – верная подруга казака».
Если мальчика с первых дней готовили к службе, то девочку – к
управлению хозяйством. Мать и крёстная с пяти лет учили малышку
шить, прясть, готовить. Поначалу эти уроки были наподобие игры. Но
дочери сразу объясняли, что к делу нужно подходить с умом и
усердием.
Дочь во всём была матери помощница. А как иначе? Семьи у казаков
большие были, и работы тоже было достаточно. Уже в десять лет юные
казачки трудились наравне со старшими и в поле, и в огороде и дома.
Когда девочка «входила в возраст» девушки, то начинала готовить
приданое – прясть, ткать, шить. Девушки-казачки умели искусно шить,
вышивать, готовить.
Помимо бытовых навыков, девочкам прививались и духовные традиции
казаков. У них воспитывались уважение к старшим и мужу, доброта,
отзывчивость и чистота помыслов. Также много говорили о девичьей
гордости и чести, учили всегда держать спину прямо и разговаривать с
людьми вежливо и кротко. Одним из важных качеств в воспитании
девушки было смирение. «На нет и суда нет» – говорили они, покорно
принимая отсутствия в своей жизни каких-либо вещей. Именно эти
качества и делали будущих казачек истинными подругами храбрых
воинов.
В современных условиях ознакомление молодёжи с казачьими традициями
происходит во время: фольклорных и православных праздников, ярмарок,
викторин, казачьих спортивных игр и соревнований, творческих встреч
с носителями традиций, фестивалей казачьей культуры, посещений
храмов и музеев, конференций, театрализованных представлений,
выставок, ознакомления с тематической литературой.
Для детей и молодёжи открывают кружки и студии народных казачьих
ремёсел. В кадетских казачьих классах и корпусах развивают
ученическое самоуправление.
Во многих войсковых казачьих обществах есть кадетские классы и
группы, которые принимают активное участие в их жизни, готовят
членов войсковых казачьих структур.